Теннис - ATP Tour. Вспомнить все. Лето (Часть I)
25 грудня 2008
Eurosport.ru продолжает вспоминать самые яркие моменты прошедшего сезона в мире мужского тенниса. Сегодня мы поговорим о грандиозных событиях, происходивших в июне и июле 2008 года.
Рассказ о летнем периоде мы, что неудивительно, начнем с соревнования, стартовавшего еще весной. Речь идет, конечно, о втором в сезоне турнире серии Grand Slam, проходящем в Париже и известном всем под названием «Ролан Гаррос».
ИЮНЬ
В преддверии этого события все задавались лишь одним вопросом: сможет ли кто-нибудь остановить Рафаэля Надаля , который до того первенствовал на парижских кортах три раза подряд? Единственным человеком, способным это сделать, считался Роджер Федерер , который, как известно, побеждал (и не единожды) на всех турнирах «Большого шлема», кроме его французского представителя, и посему горел желанием наконец устранить этот недостаток из своей славной биографии. Проблема заключалась в том, что все три матча, что эти два теннисиста играли между собой в рамках «Ролан Гаррос» остались за Надалем, в 2005 году остановившим Роджера в полуфинале и дважды (2006, 2007) бравшим над ним верх в решающем поединке соревнований.
Путь к финалу для великих соперников получился на удивление гладким. Испанец не проиграл ни одного сета по дороге на свидание с Роджером, а самым тяжелым для него вышел матч 1/2 финала против серба Новака Джоковича – 6:4, 6:2, 7:6. Кстати, после этой встречи стало ясно, что именно Надаль оставит за собой звание 2-й ракетки мира, которую он удерживал с 25 июля 2005 года. Швейцарец также не испытал особых проблем, хотя три сета соперникам все же подарил. Казалось, последствия мононуклеоза для «Fed-Экспресса» остались позади, и в финале зрители увидят очередную серию уже полюбившегося за последние годы сериала «Битва титанов»…
Перед матчем Федерер излучал оптимизм. «Мне известно, как обыграть Рафу. Я проанализировал все наши предыдущие встречи на грунте и, думаю, нашел подходящее тактическое решение. Мне бы очень хотелось завоевать здесь свой первый титул именно в поединке с Надалем», - говорил Роджер. Уверенности 1-й ракетке мира добавлял и тот факт, что незадолго до старта «Ролан Гаррос» в финале грунтового турнира серии Masters в Гамбурге он хоть и проиграл Надалю, но победа далась испанцу с огромным трудом. Сам же «король грунта» много не говорил, а предпочитал тихую и спокойную подготовку к бою. Напряжение росло с каждой минутой, все предвкушали зрелище…
…И увидели его, правда, не совсем в той форме, которую ожидали. Ясно, что Надаль был фаворитом матча, но такого унижения Федерера не думал увидеть никто. 6:1, 6:3, 6:0 – то был глубокий нокаут. По окончании матча испанец, казалось, даже испытывал небольшую неловкость за то, как некрасиво обошелся со своим оппонентом. Так или иначе, «король грунта» подтвердил свой неофициальный титул, в 4-й раз подряд первенствовав на «Ролан Гаррос», повторив достижение легендарного шведа Бьорна Борга, побеждавшего на турнире с 1978 по 1981 гг. включительно. До рекорда же по количеству побед в целом, принадлежащего все тому же Боргу, Рафе осталось сделать два шага. После этого Надаль вырвался на первую строчку чемпионской гонки АТР; 2-е и 3-е места занимали Джокович и Федерер соотвественно, а 4-м шел россиянин Николай Давыденко , во Франции выступивший неудачно, неожиданно проиграв в 3-м круге хорвату Ивану Любичичу .

Через три недели, практически не давая зрителям опомниться, должен был стартовать самый главный турнир из серии Grand Slam – Уимблдонский. Прежде чем погрузиться в воспоминания об английских сражениях, быстро пробежимся по событиям менее масштабным. Так, Николай Давыденко записал себе в актив победу в Сопоте, в финале переиграв лауреата предыдущего сезона испанца Томми Робредо; Надаль уверенно победил на травяном турнире Queen's Club в Лондоне, а Федерер не менее уверенно разделался с оппонентами в Галле, не отдав тем ни сета. Еще два турнира рангом пониже в Хертогенбоше и Ноттингеме остались за Давидом Феррером и Иво Карловичем соответственно. А тем временем на Уимблдоне уже все было готово к приему гостей…
ИЮЛЬ
Справедливости ради заметим, что стартовал турнир еще в июне, но так как главные события соревнований произошли в следующем месяце, то логично отнести его именно к нему. Ожидания специалистов и болельщиков перед стартом были примерно теми же, что и перед «Ролан Гаррос», только здесь уже в роли непобедимой силы выступал Федерер. Начиная с 2003 года, ему не было равных на кортах Всеанглийского лаун-теннисного клуба, что в итоге составило 5 титулов подряд. Этот показатель повторил рекорд, принадлежавший уже неоднократно упомянутому нами Бьорну Боргу, побеждавшего там с 1976 по 1980 гг. включительно. Естественно, швейцарец был полон желания переплюнуть великого шведа, однако у него подобралась серьезнейшая компания оппонентов, желавших не дать Роджеру осуществить свои задумки. Традиционно сильный на траве Энди Роддик, один из лидеров сезона Новак Джокович, бронебойные хорваты Любичич и Карлович, аргентинский «универсальный солдат» Девид Налбандян , набирающий силу британец Энди Маррей… Рафаэля Надаля мы специально оставили напоследок, ибо даже на траве испанец считался самым главным соперником первой ракетки мира. Это было неудивительно: в 2006 и 2007 гг. именно Рафа бился с Федерером в финале, причем в последний раз заставил его изрядно понервничать, отдав победу лишь в 5 сетах. Учитывая же тот факт, что на пути к Уимблдону Надаль взял представительный травяной турнир Queen's Club, по ходу действа разобравшись с Карловичем, Роддиком и Джоковичем, его шансы на успешное противостояние швейцарцу, с которым, правда, он мог сойтись лишь в финале, расценивались не как относительно призрачные, что можно было смело сказать про всех других участников соревнования.

Начальные раунды турнира оказались богатыми на неожиданности. Уже в 1-м круге не у дел остался Налбандян, уступивший малоизвестному канадцу Фрэнку Данцевичу; Любичич проиграл австрийцу Юргену Мельцеру, а Карлович – немцу Симону Штадлеру; наконец, 4-й номер посева Давыденко был сокрушен в трех сетах еще одним представителем Германии Беном Беккером. 2-й круг не отстал от своего предшественника: именно на этой стадии зрители попрощались с Энди Роддиком, которого огорчил серб Янко Типсаревич и другим американцем Джеймсом Блейком, уступившим очередному немцу Райнеру Шуттлеру . Ну и, конечно, всех потряс Марат Сафин, который ранее никогда не блистал на траве, а тут взял и с легкостью разобрался с самим Джоковичем – 6:4, 7:6, 6:2.
Главные же фавориты уверенно брали свое, никому не давая усомниться в своем превосходстве. Да, Надаль испытал определенные проблемы в матче 2-го круга с латвийцем Эрнестом Гулбисом , уступив в первом сете, но то был лишь недолгий разовый сбой, не повлиявший на общую картину. Когда же в четвертьфинале испанец «не заметил» уже ощутившего свою силу Энди Маррея, то стало ясно – судя по всему, финала мечты не избежать, ибо Федерер летел по сетке как в лучшие времена, не предоставляя соперникам ни единого шанса. В полуфинале швейцарец остановил победную поступь Сафина, впервые добравшегося до столь высокой стадии Уимблдонского турнира – 6:3, 7:6, 6:4. Надаль же в свою очередь разбил еще одного нежданного полуфиналиста Шуттлера (6:1, 7:6, 6:4), что и привело нас к очередной «золотой» встрече заклятых друзей-соперников…

Матч, подобный тому, что увидели зрители 6 июля 2008 года невозможно описать словами, ибо ни одному человеку не под силу передать всю масштабность, красоту, мощь и непередаваемый трагизм действа, развернувшегося на Центральном корте. Все без исключения сошлись во мнении, что теннисный мир за всю свою историю еще не видел подобного поединка. В «схватке богов», как назвали этот матч английские газеты, продолжавшейся 288 минут и установившей рекорд продолжительности Уимблдонских финалов, победил Надаль (6:4, 6:4, 6:7, 6:7, 9:7), и это был тот случай, когда победу в равной степени заслуживали оба соперника. Ведущий теннисный журналист The Guardian Пол Уивер после игры сказал, что больше всего ему жаль, что титул нельзя отдать двоим. Лично у меня нет никаких сомнений в том, что этот матч станет эталоном, идеалом, которого практически невозможно достичь, но к которому надо стремиться, как к вершине того, что мы называем теннисом.
А что же нам подарила «жизнь после Уимблдона»? Прежде всего отметим, что именно в июле-месяце заставили о себе говорить представители игроков новой волны. Молодой аргентинец Хуан Мартин Дель Потро победил на грунте Штутгарта и Китцбюэля, а француз Жиль Симон, которого мы упоминали в «весеннем» материале, первенствовал на харде Индианаполиса, в финале обыграв россиянина Дмитрия Турсунова. Этим его успехи не ограничились: на турнире серии Masters в Торонто он уже во 2-м круге заставил зачехлить ракетку Федерера и дошел до полуфинала, где в упорнейшей борьбе уступил немцу Николасу Киферу. В финале тот, в свою очередь, был побит Надалем, продолжавшем коллекционировать трофеи. Случилось это 27 июля, а уже на следующий день в американском Цинциннати стартовал еще один Masters, но о нем, как и о дальнейших событиях лета речь пойдет в нашем следующем материале…
Оставайтесь с нами!
|